Мехелен и Антверпен — два красивых города Бельгии.
Прокатившийся две мировые войны, не затронули разрушением эти старые города, богатые архитектурой, увлекательной историей, состоящей из удачно сложённой череды обстоятельств, давшие городам средства для развития и процветания.
Спешите услышать
Малиновый звон Мехелена
и увидеть модный Антверпен!
Легендарное прошлое Антверпена живет в знаменитом фонтане перед ратушей на старой рыночной площади. Ажурное плетение увенчано покрытой патиной бронзовой фигурой Брабо, с которого и принято начинать историю города. В незапамятные времена там, где теперь находится Антверпен, стоял замок кровожадного великана Антигона, обложившего окрестных жителей и мореходов жестокой данью. Но явился храбрый избавитель Сальвий Брабо, который отрубил великану руку и бросил ее в Шельду, отчего, как говорят, и пошло название города — «hand werpen» значит «бросить руку». А фонтан вырос, кажется, прямо из мостовой центральной площади: его вода не собирается в бассейне, которого просто нет, а стекая по подножию памятника, исчезает меж камней, поступая в замкнутый контур.
Антверпен начинается с замка Steen, что в средневековом нидерландском языке означало «камень». Дело в том, что в девятом веке почти все постройки города были деревянными, и лишь удивительный антверпенский замок был создан из крепкого камня. Это самый колоритный памятник на набережной реки Шельда и одновременно древнейшие сохранившиеся остатки поселения — стены его были заложены еще в 9 веке. Некогда Замок принадлежал Готфриду Буйонскому — знаменитому вождю первого крестового похода, позднее он стал резиденцией городского самоуправления, а во времена испанского владычества здесь размещалась инквизиция, когда каждого, заподозренного в ереси, неповиновении властям или вольнодумстве, ждали пытки и почти всегда один конец — костер. Позднеготический эркер бывшей тюремной часовни украшен позолоченным гербом Императора Карла Пятого и его гордым девизом на старофрацузском языке «Plus Oultre» («Ещё дальше»). Рядом находится большое Распятие, к подножию которго подводили узников тюрьмы Стен, чтобы они публично подтвердили свои показания, вырванные у них под пыткой. Свой сегодняшний вид замок получил в начале 16 века. Темные фрагменты древней кладки легко отличить от более поздних построек из светлого песчаника. Прямо над воротами в прямоугольной нише можно разглядеть барельеф — изображение языческого божка плодородия. В описаниях города 16-го века отмечено, что у фигурки был большой фаллос и что в языческие времена ей приходили поклониться бездетные молодые женщины. Когда в Антверпене победила католическая Контрреформация, отцы-иезуиты не вынесли такого языческого неприличия и при помощи молотка лишили фигурку её самой скандальной части. В 1963 году перед входом в замок был поставлен памятник Долговязому Вапперу, персонажу антверпенского фольклора, который, превращаясь то в карлика, то в великана, пугал непослушных детей и сбившихся с дороги пьянчуг.
Мехелен, что между Амстердамом и Антверпеном, является столицей карильонной музыки мира. Город имеет и второе, французское имя — Малин. Именно от этого названия в русском языке появилось красивое определение для карильонных переливов — «малиновый» звон колоколов.
В Мехелене с XIV–XV века начали отливать по особому рецепту хроматически настроенные колокола, складывая из них целый оркестр, разносивший неповторимый звон.
Российский государь Петр I специально наведывался в славный Малин, чтобы послушать тамошние звоны. И первый карильон России, заказанный им же во Фландрии, соответствовал мехеленскому стандарту.
Собственно говоря, Мехелен начинается с массивных Брюссельских ворот — сразу за ними открывается исторический центр города (до этого от вокзала ведёт вполне современная улица).
Импозантные ворота являются единственными сохранившимися в Мехелене городскими воротами из 12-ти, построенных вместе с крепостной стеной в 1264–1268 годах, в пору, когда Мехелен был процветающим торговым городом.
Эти ворота превосходили по высоте все остальные, и, вероятно, поэтому их называли «главными». А Брюссельскими они стали после того, как в 1698 году была проложена новая дорога на Брюссель.
Ворота были построены в стиле Шельдской готики. Она отличается от более поздней Брабантской готики использованием сине-серого камня, который добывали в районе Турне и доставляли из этого города на юге Бельгии судами.
Центральная части порта со стенами толщиной 1,80 метров окружена с двух сторон круглыми башнями со шпилями грушевидной формы. В начале 15 века ворота были немного перестроены и стали еще несколько выше, их также украсили стрельчатые арки. Для их отделки использовался камень более светлого цвета, привезенный из Балегема. Современная крыша ворот сохранилась с 17 века.
Над входом в ворота находится барельеф, изображающий Богоматерь с Иисусом.
Как и в большинстве укреплённых средневековых городов, крепостные стены Мехелена постепенно потеряли своё стратегическое значение. Они были частично снесены по приказу Иосифа II в. 1781 году, а в 1806 году Наполеон завершил дело, приказав разрушить все ворота и оставшиеся стены. Лишь Брюссельские вороты, на счастье, избежали этой участи. На освободившемся пространстве впоследствии были разбиты зеленые бульвары.
Кроме своего прямого назначения, позднее ворота использовались в качестве отделения полиции и мастерской художников. С 2010 года здесь находится кукольный театр.